- Авторы:Низовцев В.А., Широкова В.А., Снытко В.А., Эрман Н.М.
- Сборник:География: инновации в науке и образовании. Материалы ежегодной Международной научной-практической конференции LXVI Герценовские чтения
- Год издания:2013
- Место издания:Астерион СПб
- Первая страница:170
- Последняя страница:173
- Аннотация:Исторические водные пути являются уникальными по своему социокультурному значению для всей России в целом. Именно по ним шло заселение и хозяйственное освоение огромной территории. По водным путям осуществлялись управленческо-хозяйственные функции, внешние и внутренние торговые связи. Естественно, что вдоль этих путей возникали крупные и мелкие города, открытые торгово-ремесленные поселения, сторожевые крепости – «градки», сельские поселения с функцией контроля на водном пути, рядовые сельские поселения участвовавшие в жизнеобеспечении коммуникации, т.е. множество опорных пунктов, обеспечивающих им надежную охрану и бесперебойное функционирование, т.к. нужно было поддерживать в надлежащем состоянии волоки, портовое хозяйство и т.д. Опорные пункты вдоль речного пути распределялись неравномерно, однако в целом они обеспечивали контроль практически над каждым дневным переходом, как например по волховско-днепровской магистрали (знаменитый путь «из варяг в греки»). С основными торговыми путями связана и наибольшая концентрация населения того времени. В дальнейшем эти опорные пункты стали основой (каркасом) формирования поселенческой структуры, просуществовавшей вплоть до настоящего времени. Комплексной экспедицией исторических водных путей особое внимание уделялось ландшафтно-историческому моделированию и ретроспективной реконструкции расселения и природопользования в Верхнеднепровском отрезке этого пути. Комплексные ландшафтно-исторические исследования позволили выявить границы, основные свойства структуры, особенности динамики и направленность эволюционного хода развития ландшафтов на этом участке.