Исторические водные пути, древнерусские города и ландшафты

Roy Shirocov Статьи

 

  • Авторы:Низовцев В.А., Снытко В.А., Широкова В.А., Эрман Н.М.
  • Сборник:«Структурно-динамические особенности, современное состояние и проблемы оптимизации ландшафтов: материалы Пятой междунар.конф., посвящ.95-ти летию со дня рождения Ф.Н. Милькова (15 – 17 мая 2013 г.)
  • Год издания:2013
  • Место издания:ИСТОКИ Воронеж
  • Первая страница:280
  • Последняя страница:283
  • Аннотация:В статье обсуждаются вопросы развития древнерусских городов, Смоленская, Гнездова, Великого Новгорода, и других городов. Устанавливаются некоторые особенности природопользования и формирования поселенческой структуры в зависимости от специфики функционирования водных путей «Великого Волжского пути», пути «из варяг в греки» и Северо-Двинского, Мариинского, Тихвинского и Вышневолоцкого и ландшафтной структуры местности. Ландшафтный анализ пространственного размещения исторических городов показал, что на раннем этапе в древнерусский период места для строительства городов (протогородов), как правило, выбирались на важнейших водных путях с учетом их безопасности, с относительно простой ландшафтной структурой, на низких элементах рельефа. Позднее происходит их расширение или даже «перенос» на более высокие участки (высокие террасы, долинные зандры, приречные моренные равнины) с более сложно устроенной ландшафтной структурой и более богатой ресурсной базой. Пространственные различия в размещении городов обусловлены провинциально-зональными условиями и их положением в конкретных ландшафтных условиях, что нередко является решающим фактором становления и развития.