Организация и проведение экспедиционных работ по изучению гидроэкологической обстановки, экотуристического и рекреационного потенциала Волжско-Днепровского участка Великого торгового пути “Из варяг в греки”

Roy Shirocov Отчеты

  • Руководитель НИР:Широкова В.А.
  • Участники НИР:Низовцев В.А., Озерова Н.А., Романова О.С., Сазонов А.А., Снытко В.А., Собисевич А.В., Фролова Н.Л., Чеснов В.М., Широков Р.С.
  • Сторонняя организация:Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
  • Срок исполнения:1 января 2013 г. – 31 декабря 2013 г.
  • Номер договора (контракта, соглашения):13-05-10021 К
  • Номер ЦИТИС:01201257551
  • Тип:Прикладная
  • Приоритетное направление научных исследований:другое
  • ПН России:Рациональное природопользование
  • Направление технологического прорыва России:Стратегические информационные технологии
  • Ключевые слова:культурно-исторический ландшафт, экологическая гидрология, водные пути, геоэкология, экотуризм

  • Описание:Возникший в конце IX в. начале Х вв. торговый путь “Из варяг в греки” соединил северную Русь с южной, а Прибалтику и Скандинавские страны, с Византией. Из Балтийского моря он шел по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, рекам Ловати, Кунье и Сереже. Далее через волок маршрут пролегал по бассейну Западной Двины: суда спускались по рекам Торопе и Западной Двине, затем поднимались по Каспле и оказывались в озере Касплинском. Миновав волок, они следовали по рекам Катыни и Днепру в Черное море. На Валдайской возвышенности, где сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги и много близко текущих друг от друга притоков, принадлежащих бассейнам этих рек, в древности существовало множество волоков, связывающих их друг с другом. Все вместе они образовывали разветвленную систему маршрутов, соединявших центр тогдашней Руси с путем “Из варяг в греки” и водными путями, уходившими на восток и север. В 2009 г. силами Комплексной экспедиции по изучению исторических водных путей при ИИЕТ РАН (КЭИВП) был изучен Балтийский скат этого пути: река Мста, озеро Ильмень, река Волхов, река Нева, Балтийское море. В 2012 г. работа КИВП продолжилась уже на Волжско-Днепровском участке Великого торгового пути “Из варяг в греки”: Западная Двина (Велиж-Витебск), Днепр (Смоленск-Могилев). Предполагается в 2013 г. продолжить изучение срединной зоны Днепровско-Двинского междуречья зону: – по реке Ловать, озеру Комша, реке Еменка, озёрам Невель, Еменец, Езерище, рекам Оболь и Западная Двина; и по Днепру от Могилева до Любич.
  • Основные результаты:В результате проведенных исследований была создана единая геоинформационная база, включающая паспортизированные гидротехнические объекты и сооружения, интересные природные образования и комплекс гидролого-гидрохимических характеристик собственно водных путей. Общей доминантой объединяющей эти элементы в систему, становится уже не только сам водный путь, а культурно- исторический ландшафтный комплекс, учитывающий все аспекты человеческой деятельности и природные формации. Созданная геоинформационная база подразумевает и чисто техническую часть. Связующим звеном методологического и технического ее наполнения служили картографические материалы. Но и они, в свою очередь, несли определенную историческую нагрузку. Фиксация современного состояния водных путей России и обрамляющих их культурно-исторических ландшафтов с помощью космоснимков, топографических карт, фото- и видеосъемки местности дополнялась анализом старинных карт этого региона. Блок гидротехнических и исторических памятников, включенных в единое ландшафтное описание, позволил полнее и глубже оценить антропогенную трансформацию и эволюцию ландшафтов. Проведенные исследования имеют научную ценность как методологическая основа формирования нового историко-научного направления. Но не менее важны и его прикладные аспекты. Данные создаваемой геоинформационной системы могут быть использованы для рациональной организации территории, оценки ее туристическо-рекреационного потенциала. Аналитическое рассмотрение повлиявших на выбор и развитие соответствующего водного пути политических, социокультурных и экономических факторов позволяет определить изучаемые гидротехнические и культурные памятники не как одиночные объекты, а как элементы единого историко-природного комплекса. Все еще сохранившиеся памятники культуры и гидротехники нуждаются в немедленном обследовании и описании для их сохранения или реставрации. При этом они могут выступить в роли образующего начала при возрождении промышленного и туристического потенциала соответствующего региона. Опыт, накопленный участниками экспедиций, востребован. Проложены маршруты водного туризма, экологические тропы, даны рекомендации по организации музеев-заповедников исторических водных путей на основе старинных волоков, каналов, плотин и шлюзов. Убеждены, что научный-эко-водный туризм по историческим водным путям значительно расширит туристические возможности и привлекательность обширных регионов России. Путешествия по старинным водным путям, безусловно, имеют практическое значение и как стимул, и как ориентир для организации новых туристических маршрутов. Работы проводились по следующим основным направлениям: уточнение источниковой базы историко-научного исследования; выявление изменений в природной среде до и после постройки системы; исследование гидролого-гидрохимического режима изучаемой территории; создание пространственно-временного распределения гидролого-гидрохимическим данных, уточнение географических координат водных объектов, выявление и наложение карт различных исторических периодов, проверка существующих гипотез о происхождении природных и технических памятников; прогнозирование перспектив развития гидролого-гидрохимического состояния водных систем; исследования памятников гидротехники, подготовка на них регистрационных и идентификационных карт (по европейскому образцу); реконструкция ландшафта; сбор и оцифровка исторических (старинных) карт системы, сопоставление их с современной векторной картой и снимками с борта космических аппаратов (космоснимками) для выявления изменений режима системы и последствий этих изменений, определение влияния старинных и новейших каналов и водных объектов на природную среду прилегающих к этим сооружениям территорий; подготовка презентаций и создание фотобанков с последующей передачей материалов в краеведческие и историко-природные музеи-заповедники изучаемых регионов.

Соисполнители НИР

МГУ им. М.В. ЛомоносоваСоисполнитель

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

#СрокиНазвание
11 января 2013 г.-31 декабря 2013 г.Организация и проведение экспедиционных работ по изучению гидроэкологической обстановки, экотуристического и рекреационного потенциала Волжско-Днепровского участка Великого торгового пути “Из варяг в греки”
Результаты этапа: По результатам экспедиционных работ подготовлены: 20 научных статей: «Река Ловать в системе исторических водных путей Европейской равнины», Использование гис-технологий в современных геоэкологических исследованиях», «Комплексные ландшафтно-исторические исследования на Верхнеднепровском участке Великого торгового пути «Из варяг в греки», «Экологические исследования экспедиции по изучению исторических водных путей», «Рекреационно-туристический потенциал Приильменья Древнерусские города и ландшафты на водных системах Формирование единой базы данных озер Валдайского национального парка», «Исторические водные пути, древнерусские города и ландшафты», «Ландшафтно-исторические исследования на двинско-днепровском участке великого торгового пути «из варяг а греки», «Комплексная экспедиция по изучению исторических водных путей: к десятилетию создания Комплексная экспедиция по изучению исторических водных путей: 29 июля – 13 августа 2012 г. – район волжско-днепровского участка Великого торгового пути «из варяг в греки» (заметки из полевого дневника)», «Комплексные естественно-географические исследования ландшафтной структуры исторических водных путей», «Разработка системы гидролого-гидрохимического мониторинга в пределах особо охраняемых природных территорий России»; регистрационные карты памятников гидротехники и природы, разработаны перспективные маршруты для экотуризма, созданы презентации, два фильма и фотобанк (3000 ед.) для последующей передачи материалов в краеведческие и историко-природные музеи-заповедники изучаемых регионов.